22.08.2012

Шахматы - школа общения

По своей природе шахматы очень демократичны, пра­вила просты, содержание игры увлекательно, а необходи­мый инвентарь (доска и фигуры) недороги.

Можно сказать, что шахматы доступны каждому. Среди десятков миллионов любителей шахмат, живущих в разных странах мира — люди разных национальностей, вероиспо­веданий, возрастов, профессий, материального положения и политических взглядов.

Древняя игра, привлекая подчас весьма разных людей, способствует, вольно или невольно, установлению между ними неформальных контактов, а иногда и дружеских от­ношений.

Кроме того, конечно, устанавливаются организацион­ные и творческие связи между шахматными кружками, клубами, региональными и национальными шахматными союзами и федерациями. Происходит обмен опытом, уча­стием в соревнованиях и т. п.

Все это делает шахматы хорошей школой общения между людьми. Девизом Международной шахматной феде­рации (ФИДЕ) является: «Gens una sumus», что с латыни означает «Мы одна семья». И надо сказать, что в плане сближения между людьми разных народов и рели­гий, несмотря на все сложности международных отноше­ний, шахматы принесли определенную пользу.

На памяти автора этих строк Всемирные шахматные Олимпиады 1982, 1984, 1986, 1988 и 1990 годов и три меж­дународных семинара (проведенных в СССР в середине 80-х годов). На этих мероприятиях были представители стран всех политических ориентаций того времени, но уча­стники о политике не вспоминали — в обстановке дружбы и взаимопонимания они занимались любимым делом — шахматами. Помню, как в эпоху холодной войны в Маниле (1983) и в Греции (1984 и 1988) совместными усилиями американских и советских шахматистов были проведены вечера дружбы СССР и США.

Надо отметить, что общение между шахматистами разных стран заметно облегчает наличие условного языка шахмат (общей терминологии, сходных способов записи ходов и партий и т. п.), имеющего универсальное хождение.

В частности, было установлено, что, опираясь на исход­ную базу — язык шахмат, партнеры по общению быстрее обычного продвигались в изучении языков друг друга.

Межличностное общение расширяет кругозор шахмати­стов и, как правило, ценно в познавательном плане. Пом­ню, как в 1946 году, впервые выехав на соревнование за пределы Саратова (это был юношеский чемпионат СССР в Ленинграде), я познакомился с Т. Петросяном (Армения), А. Буслаевым (Грузия) и А. Зейналлы (Азербайджан). От них узнал много нового и интересного о Кавказе, его при­роде, народных обычаях.

Позднее мне довелось слышать рассказы И. Бондаревского о предвоенном Ростове и этом городе времен окку­пации, К. Кламана о ленинградских пожарных, Б. Вайнштейна о математической логике и огромное множество других историй, большинство из которых содержали по­лезные сведения, любопытные факты или юмор.

Такое «околошахматное» общение для зрелого шахма­тиста является своеобразным отвлечением от насущных бытовых и профессиональных забот.

Иное и гораздо большее значение оно имеет для шахма­тистов в детском и юношеском возрасте, т. е. в самый труд­ный для воспитания период, когда осуществляется переход в пору юношества, а затем — во взрослые.

В эти годы формируется жизненная позиция молодого человека, а также его шахматное кредо. Общение с товари­щами, и особенно со старшими, может во многом помочь. И не только тем, что поможет правильно вести себя в об­ществе, уметь разговаривать с людьми, аргументированно выступать перед аудиторией (например, при комменти­ровании своих партий) и т. п. Но может и помочь найти примеры как для решения принципиальных жизненных ситуаций, так и для работы над шахматами.

Для этого необходим доброжелательный и заинтере­сованный контакт между разными поколениями шахма­тистов. Но, увы, не всегда (в основном по «инициативе» молодых) такой контакт имеет место. Порой некоторые весьма самоуверенные юнцы заявляют, что общение со «старичьем» — пустая трата времени. Они обычно «не за­мечают» старших и даже не здороваются.

Печально. Юные наглецы даже не подозревают, что об­щение со старшими нужно прежде всего им самим.

До сих пор мы рассматривали познавательные и этиче­ские аспекты. Остановимся теперь на роли общения «вне доски» в профессиональной деятельности шахматиста.

В разговорах на шахматные темы обсуждалось многое: итоги соревнований, оценка наиболее интересных пар­тий, характеристика отдельных шахматистов, различные дебютные варианты, условия проведения соревнований, судейство и т. п.

Говорили обо всем откровенно. Лишь по поводу отдель­ных дебютных ходов высказывались осторожнее. Дискус­сии проводились в пресс-бюро чемпионатов мира, чем­пионатов СССР и всех крупных турниров 40—90-х годов, а также регулярно в клубах Москвы, Ленинграда и других городов. Думаю, что общение подобного рода имело место при шахматных мероприятиях любого уровня.

Позднее (начиная с 80-х годов XX столетия) я убедился, что стремление встретиться, поговорить, обсудить, рас­смотреть какую-то позицию, поспорить — потребность шахматистов самых разных стран, а не только Советского Союза и России.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...