22.08.2012

Признаки красоты в шахматах

Красота в шахматах определяется на­личием  пяти признаков: 1) оригинальности; 2) правильности; 3) целесообразности и действенности; 4) экономичности и 5) гармонии замыслов, выраженных в операциях на шестидесяти четырех полях шахматной доски.

Корректность, правильность проводимой операции — важный критерий эстетичности. Если реализуемый замысел в целом или в каком-либо звене может быть опровергнут, то он превращается в блеф. И к нему неприменимы никакие нормы и требования эстетики.

Конечно, в процессе игры принятые решения далеко не всегда обосновываются исчерпывающим вариантным рас­четом. Очень часто выбор хода осуществляется интуитив­но. В большинстве случаев правильность или ошибочность интуитивных решений можно выяснить в последующем анализе. Так, например, анализ доказал обоснованность хода 19. Лас1, ставшего вступлением к замечательной ком­бинации в «вечнозеленой» партии Андерсен — Дюфрень (Берлин, 1852).

Принцип гармонии в определенной мере является при­знаком, объединяющим и обобщающим свойства, прису­щие критериям эстетичности, рассмотренным выше. Гар­мония в шахматах — это взаимодействие фигур и пешек. Причем такое взаимодействие, в котором наличные силы не дублируют друг друга, а дополняют. В итоге резко возра­стает объединенная мощь взаимодействующих сил.

Таково краткое описание основных, на наш взгляд, критериев эстетического в шахматной игре. Конечно, было бы абсурдным представлять, что указанные признаки про­являются изолированно и, к примеру, на смену экономич­ности «приходит» действенность и т. п. Красота в шахматах основывается на совокупности всех рассмотренных выше главных признаков, хотя, безусловно, преследуя методоло­гические цели, можно выделять преимущественное значе­ние отдельного признака на данный момент.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...