22.08.2012

Инертный образ и его роль в мышлении шахматиста

Инертный образ характерен тем, что оценки конкретных позиций или элементов позиций мыслятся как окончатель­ные и неизменные. Часто возникновение инертных образов сопровождается убежденностью в фактическом заверше­нии борьбы, хотя партия еще продолжается. У шахматиста
в таких случаях создается мнение, что последующее разви­тие игры носит чисто формальный характер и не требует большого умственного напряжения. Тем самым настоящее (зачастую неправильно оцениваемое) механически перено­сится на предстоящее, блокируя процесс прогнозирования.

При возникновении инертных образов, как правило, наблюдаются негибкость, косность мышления. Самооцен­ка шахматиста отличается крайностями: она либо явно завышена, либо сильно занижена.

Отметим также, что при появлении инертных образов эмоциональное напряжение падает. Возникает состояние разрядки, возбужденность сменяется апатией. В результате снижения эмоциональной и волевой активности утрачива­ется должная ответственность за принимаемые решения. Этот спад психической деятельности, как правило, сопро­вождается ошибками. Поэтому-то и нередки случаи, когда не выигрываются «абсолютно выигрышные» позиции и проигрываются «совершенно ничейные».

Нужно заметить, что инертные образы, характерные тенденцией к вынесению окончательной оценки позиции, отличаются высокой степенью обобщенности. Это создает особенно благоприятные условия для тактических про­счетов. При возникновении инертных образов появляется также стремление опираться на шаблонные приемы.

Замечено, что инертные образы особенно часто воз­никают у шахматиста, добивающегося лучшей или даже выигранной позиции. Решив, что «дело сделано», такой шахматист не учитывает в расчете возможных изменений позиции, пусть даже изменений самых парадоксальных, а слепо верит в неизбежную предопределенность благопри­ятного развития дальнейшей игры.

Инертные образы возникают и в связи с более частны­ми моментами — оценкой отдельных элементов позиции. Широко распространены случаи неоправданной убежден­ности в незыблемости положения какой-либо фигуры (или нескольких фигур).

Возникновение инертных образов в ряде случаев свя­зано с ошибочным выводом о наличии полного контроля над каким-либо полем (или несколькими полями, а также диагоналями и открытыми линиями).

По полученным нами данным, успешная борьба с воз­никновением инертных образов чаще удается при наличии объективно трудных позиций. По-видимому, у большин­ства высококвалифицированных шахматистов возрастает сила сопротивления инерционным тенденциям мышления.

Итак, как мы могли убедиться, даже очень сильные шахматисты при появлении устойчивых инертных образов механически переносили имеющиеся признаки позиции на будущее, подходили к оценке будущей обстановки с готовым штампом. Следовательно, инертные образы за­трудняют поиск нового и сводят к минимуму творческое воображение.

В отличие от остаточных образов, проявляющихся в двояком значении — отрицательном и положительном — инертные образы однозначны, они обусловлены наруше­ниями динамики мышления и всегда выступают в роли отрицательных факторов.

Поскольку инертные образы блокируют способности шахматиста к предвидению новых особенностей позиции, искоренение этого недостатка мышления связано в первую очередь с развитием фантазии, стимулированием творче­ских поисков. Надо стремиться смелее искать парадоксаль­ные решения, исключения из общих правил.

Инертные образы также связаны с преимущественной обращенностью мышления «на себя», на обдумывание собственных планов. При этом замыслы противника при­нимаются в расчет без должного внимания. Поэтому, резю­мируя советы по борьбе с инертностью мышления, наряду с призывом «искать и сомневаться» хочется высказать еще один — «не забывать о существовании противника».

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...